Изготовление и реализация изделий из стекла: История стеклаВ глубине веков теряются первые попытки изготовления рукотворного стекла. Найденная в окрестностях Фив бусинка светло-зеленого цвета датируется XXXV веком до н.э. Одна из версий происхождения стекла была предложена Плинием Старшим (79 г.до н.э.), хотя она была довольно правдоподобна, но на поверку оказалась несостоятельной. Как бы там ни было, но уже в III тысячелетии до н.э. в долинах рек Нила, Евфрата и Тигра финикийцы пытались производить первые изделия из стекла. Стеклянные бусы были роскошью и были доступны только представителям власти и служили не только украшением, но и амулетами. До нашего времени дошло совсем не много изделий из стекла, в том числе бусина с именем Тутмоса III и стеклянный кувшин. Если финикийцы изготавливали изделия из прозрачного стекла, то в Египте мастера производили изделия из цветного стекла, обычно зеленоватого или коричневатого оттенка. В середине I века, после падения Римской империи, центр стеклоделия перемещается в Константинополь, но только до 1200 г, т.е. до разграбления Константинополя крестоносцами. В этот период уже было развито стеклоделие в Венеции, что сделало ее центром по изготовлению изделий из стекла. На острове Мурано изготавливались великолепные витражи, стеклянные кубки, бокалы и вазы, украшенные тончайшей резьбой, инкрустациями и росписью. Изделия муранских умельцев ценились необычайно высоко. В 1797 году французские революционные войска уничтожили все цеха на острове и только с середины XVIIII века венецианская стеклянная промышленность вновь стала возрождаться. И сейчас «муранское» стекло имеет высокую ценность и великолепно красиво! Во времена средневековья не только в венецианских землях было развито производство изделий из стекла. В бывших римских колониях Галлии, Фландрии, Германии и Британии тоже сохранилась традиция изготовления стекла. Уже в ХI веке немецкие мастера, а в XIII венецианские, научились вырабатывать плоское оконное стекло так называемым "холявным методом". С Х века до н.э. производство стекла было зарегистрировано в Китае, Индии и на Дальнем Востоке. В Европейской части основным производителем изделий из стекла с IХ в. до н.э. была Александрия. Александрийское стекло отличалось тонкостью и изяществом. Только в начале I века. н.э был открыт метод выдувания стекла при помощи тонкой металлической трубки, что дало возможность существенно разнообразить формы стеклянных изделий. В это же время стеклоделие проникло в Европу, в частности в Италию. Многочисленные мастерские возникают в бассейне Средиземного моря и по северному побережью Черного моря, на территории современной Украины. В Х-ХI веках в Киеве уже работали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов. Софийский Собор в Киеве украшен мозаичными орнаментами и изображениями Христа-Вседержителя и Иоанна-Златоуста. Эта мозаика изготавливалась в мастерских на территории Киево-Печерской Лавры. И уже с XI-XIII веков на территории Руси изготавливалось толстостенное оконное стекло круглой формы. Татаро-монгольское иго почти уничтожило стекольное производство. Возрождение стекольного дела на Руси относится к середине XVII века. При царе Михаиле Федоровиче был построен стекольный завод шведом Елисеем Коэтом, который вырабатывал толстостенное круглое оконное стекло и различную стеклянную посуду. Был построен также «казенный» завод под Москвой, который производил кувшины, бокалы, графины. На этом заводе мастерами были венецианцы. Промышленный бум, произошедший во время правления Петра I, затронул в значительной мере и стекольную промышленность. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы XVIII века под Москвой и Ямбургский завод, переведенный в Петербург. На этих завода воспитывались новые поколения мастеров- стекольщиков, создавших замечательные произведения искусства, достойные дворцов и музеев. Многие видные и известные русские ученые, в том числе Ломоносов М.В., Кулибин И.П., Стасов В.П. и многие другие проводили фундаментальные исследования в области химии, плавления смальт и цветного стекла. Огромную работу проделал Ломоносов, в разработке различного оборудования для облегчения работы стекловара, а также в разработке различных рецептов и технологий варки мозаичных составов с применением различных красителей. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. Множество мозаичных работ выполненных Ломоносовым с его учениками до сих пор приводят в восторг зрителей. В Южной Германии во второй половине ХVII века в Богемии стали вырабатывать калийно-известковое стекло, необычайно прозрачное, с красивым блеском, которое с тех пор называется богемский хрусталь, при изготовлении которого начали использовать технику резьбы, применяемую при обработке горного хрусталя. Массивные граненые и необычайно красивые изделия из богемского хрусталя вытеснили с рынков Европы легкие, хрупкие и нежные изделия венецианских мастеров. Другой вид стекла – свинцово-известковый, иначе английский хрусталь, который при гравировке давал изделиям красивое радужное преломление света и мелодичный звон. Этот вид хрусталя тоже пользовался и пользуется до сих пор необычайной популярностью. Начиная с XIX века, конкуренция английского хрусталя с богемским стеклом была необычайна, но так как богемское стекло плохо поддавалось алмазной шлифовке, то богемские мастера стали развивать производство цветного и накладного цветного стекла, чем вернули себе мировую славу. В XIX веке в Америке начался крупносерийный промышленный выпуск бутылок для алкогольных и безалкогольный напитков. Массовое изготовление стеклянной тары позволяло штамповать данные о производителе на поверхности тары при прессовании, было очень выгодно и рентабельно. В этом же веке в северо-восточной области Франции в г. Нанси был разработан метод травления многослойного стекла, с нанесением на изделие гравировки с изображением флоры и фауны. Наряду с новыми стилями работы со стеклом, мастера всего мира сохраняли традиции веками отработанных технологий и верность цветным эмалям, элегантной гравировке, эффектному гранению. Уже в XIX веке многочисленные открытия и исследования в области оптических и термических свойств стекла, позволили существенно повысить качество изготовляемого стекла. В ХХ веке производство стекла вышло на новый, промышленный уровень. Настоящий переворот в стекольной промышленности совершил бельгиец Фурко в 1905 г. Он первый разработал технологию непрерывного вытягивания стеклянного «полотна» из печи. Усовершенствовал эту технологию другой бельгиец Э. Бишеруа, при котором стекло вытягивалось между двух роликов, что сделало производство оконного стекла более легким и экономичным. В 1959 году француз Э. Бенедиктус изобрел технологию производства прочного пуленепробиваемого стекла «Триплекс» с полимерной пленкой между двух листов стекла. И, наконец, в 1959году английская компания «Пилкинтон Бразерс ЛТД» разработала технологию изготовления полированного стекла методом «плавающей» ленты расплавленного стекла по расплаву олова. Эта технология, названная «Флоат-метод» получила широкое распространение во всем мире. Современные технологии позволили появиться полностью автоматизированным предприятиям, выпускающим различную стеклянную посуду, вазы, полые стеклянные кирпичи, стеклянную черепицу, стеклянное волокно и оптико-волоконный кабель, изоляцию на основе стекловолокна и множество других полезных уникальных изделий. Совершенно новые материалы, используемые в космосе, медицине, в электронике, разработаны на основе стекла. Сейчас трудно найти область науки, производства или нашего быта без применения изделий из стекла. Современная наука не стоит на месте и кто знает, что приготовит нам это тысячелетие...
© ООО ССП «КАРМА», 2010 – 2013. При использовании материалов сайта ссылка на источник stekloua.narod.ru обязательна!
Дизайн и вёрстка: sserrrega |